«Пул восьмерка»
1. Розыгрыш начала удара
Шар становится в «доме» по разные стороны передней отметки. Каждый игрок пускает шар вперед так, чтобы после отражения от дальнего короткого борта он возвратился обратно. Чей шар остановился ближе к борту, тот выбирает, кому начинать игру. Если шары встали одинаково — розыгрыш повторяется. При попадании шара в любую лузу, или на половину противника, или при касании борта право выбора переходит к другому игроку.
2. Начало игры и игра
Белый шар (в дальнейшем — «биток») устанавливается на «линии». При разбитии «пирамиды» не менее четырех шаров должно коснуться бортов. В противном случае право выбора разбития переходит к противнику:
- восстанавливаются первоначальная позиция;
- противник принимает позицию;
Если при разбитии «пирамиды» упал в лузу любой шар, кроме белого или черного, игрок продолжает играть, причем стол считается открытым.
Если при разбитии ни один шар не «сыграл», право удара переходит к сопернику, который играет любые шары до определения своего цвета. При попадании в лузу битка с разбития, соперник:
- после установки шаров на исходную позицию сам производит удар;
- ставит биток в «дом» и производит удар «с руки» по любым шарам в дальние и средние лузы;
Все шары, за исключением удара разбития, заказываются. После заказа разрешается играть только по своим шарам.
Если при забитии заказанного шара другой шар заходит в лузу, игрок продолжает выполнение удара. После забития всех своих шаров игрок должен сыграть «восьмерку» в любую лузу, которую заказывает каждый раз перед ударом. Пока стол «открыт» можно бить свой через чужой.
При падении битка в лузу, он выставляется в любую точку, удобную для выполнения следующего удара, т.е. выполняет удар «с руки».
При вылете любого из играемых шаров, кроме черного, за борт соперник получает право игры «с руки», т.е. ставит биток для своего удара в любую точку поля, а вылетевший шар выставляется на линию возврата шаров. Отыгрыш обязательно предваряется словом «отыгрыш».
3. Удары, за которые защитывается фол (ошибка)
- биток не коснулся ни одного своего шара;
- не было касания борта битком или играемыми шарами, после соударения шаров;
- попадание битка в лузу;
- удар по ошибке выполнен не своим шаром;
- удар выполнен не наклейкой;
- удар произведен во время движения шаров, после предыдущего удара;
- касание во время прицеливания или удара шаров рукой, одеждой и т.п.;
- за выполнение двойного удара;
- во время удара игрок отрывает обе ноги от пола;
- забит только шар (шары) противника;
- забит с разбития «восьмой шар» (вылетел со стола) — зачисляется фол, противник получает право выбора:
- разбить заново;
- ударить с «руки» (черный шар при этом выставляется на точку);
При любой из перечисленных ошибок игроку зачисляется фол, и право удара переходит к сопернику, причем соперник производит удар «с руки».
4. Поражение защитывается в следующих случаях
- «Сыгравание» «восьмерки» не в заказанную лузу;
- При одновременном забитии «восьмерки» и битка в лузы;
- Вылет «восьмерки» за пределы поля, кроме разбития;
5. Запрещенные удары
- «Пропих» — биток и играемый шар стоят в плотную друг к другу, удар наносится, не отрывая кия от битка. Разрешается удар под углом к играемому шару, так называемый «резаный» удар;
- «Нажим» — когда играемый шар упирается в скулу лузы. Если на биток нажать кием, то играемый шар ввинтится в лузу («резаный» удар разрешается);
- «Двойной удар» — когда во время прицеливания перед основным ударом наклейка кия случайно касается шара;
6. Особые случаи
При неправильном ударе биток выскочил за борт и, ударившись обо что-либо, возвращается на поле. Переход удара с начислением фола.
Любой шар выскочил и остановился на борту — переход удара с зачислением фола. Шар выставляется вплотную к борту, около того места, где он остановился на борту.
Кто-то из посторонних, или соперник, случайно во время удара помешал. По желанию пострадавшего положение шаров может быть восстановлено, как есть, или восстановлено с переигровкой удара.
Шар остановился в растворе лузы, но упал в промежуток времени между началом прицеливания игрока и моментом подхода битка к застрявшему шару, в результате чего получился промах — удар сохраняется за промахнувшимся, игрокам шар защитывается, причем:
- если это была «восьмерка», а луза своя — то защитывается выигрыш, а если не своя — проигрыш;
- если «восьмерка» упала во время удара соперника, то ему защитывается поражение;
- если это просто чужой шар — переход хода без санкций;
- если каждый из противников сделал подряд по три ошибки, то судья объявляет ничью и партия переигрывается;
Примечание: Поскольку все возможные случаи предусмотреть невозможно, то при возникновении спорных ситуаций, окончательное решение принимает судья, объективно и непредвзято, исходя из каждого конкретного случая.