«Московская пирамида»
Еще эту игру называют «сибирской», «комбинированной». При игре в «московскую» следует руководствоваться «Общими правилами», а также, нижеследующими правилами.
Цель игры
Первым забить восемь шаров.
Используемые шары
Биток и пятнадцать прицельных шаров. Биток должен отличаться от прицельных шаров цветом или особой разметкой (обычно полосатый или розовый). Всего шестнадцать.
Расстановка шаров
Пятнадцать прицельных шаров расставляют в форме пирамиды с вершиной на задней отметке.
Начальный удар
Начальный удар производится «с руки» из «дома».
Ведение игры
Играть можно любой прицельный шар или биток от прицельных шаров. Объявлять заказ не требуется. При правильном ударе засчитывается любое количество шаров, упавших в лузы.
Взамен забитого битка со стола снимается любой из прицельных шаров, на который укажет соперник, после чего играющий производит удар битком с руки из дома.
Выставление шаров
Все неправильно забитые, выскочившие за борт, а также штрафные шары выставляются после завершения удара и до начала следующего.
Единичный шар выставляется на заднюю отметку.
Если выставляется несколько шаров, то их устанавливают в произвольном порядке на линии выставления шаров от задней отметки к заднему борту как можно ближе, но не вплотную друг к другу.
Если же какие-либо шары, расположенные вблизи или непосредственно на линии выставления шаров мешают процессу выставления, то выставляемые шары располагают на линии выставления шаров как можно ближе к задней отметке и как можно ближе, но не вплотную к мешающим шарам. В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении линии выставления шаров (между задней отметкой и центром игровой поверхности стола) как можно ближе к задней отметке.
Любой выставленный шар может быть выбран играющим в качестве битка или прицельного шара.
Штрафы за нарушения
Штраф в виде одного шара взыскивается:
- при всяком касании играющим любого шара рукой, одеждой и т. п. до, после или при выполнении удара;
- при ударе по битку турником или боковой частью кия;
- при ударе во время не завершившегося движения шаров от предыдущего удара;
- при промахе, когда «свой» не коснулся ни одного из шаров:
- при вылете за борт «своего» шара;
- при отрыве обеих ног от пола во время удара.
- Если при нарушении по пунктам а), д) и е) были сыграны один или несколько шаров, то последние не засчитываются, вынимаются из луз и устанавливаются у короткого борта в районе третьей точки
Если на момент нарушения у игрока нет забитых шаров, то штраф взимается после первого забитого им шара.
Особые случаи
- При неправильном ударе биток выскочил за борт и, ударившись о кого-либо, возвратился на бильярд. Штраф не взимается. Если заказанный или играемый шар упал в лузу, то он не засчитывается. Удар переходит к партнеру
- Биток или любой шар выскочил и остановился на борту. Шар ставится плотно к борту около того места, где он остановился на борту. Удар переходит к партнеру, но если был положен шар, то он засчитывается.
- Кто-либо из посторонних или партнер во время удара случайно помешал: толкнул, задел и т. п. По желанию пострадавшего положение шаров может быть восстановлено. Удар переигрывается.
- Шар остановился в растворе лузы, но упал в промежуток времени между началом прицеливания другого партнера и моментом подхода битка к застрявшему шару, в результате чего получился промах.
Удар сохраняется за промахнувшимся. Упавший шар выставляется на точку 3 или на ближайший к ней короткий борт. Биток переставляется в «дом» и удар выполняется оттуда на общем основании.